Американский буксир «Раутан».

22.06.2018            Подводные поиски

Главная страница » Дайвинг » Подводные поиски » Американский буксир «Раутан».
Буксир ST-891, однотипный Раутану

Буксир ST-891, однотипный Раутану

На акватории одного из городских пляжей города Владивостока, буквально в 10-ти метрах от берега, лежит ещё одно затонувшее судно. По обводам было видно, что это буксир. По судовым деталям и механизмам долго пытались опознать судно. В носовой части хорошо сохранились носовые якорно-швартовные шпили. На шпилях тогда ещё стояли крышки из цветного металла со звездой Давида и надписью: “BOSTON MASS AT 309 BROMFIELD MFG COINC”.

Крышка шпиля буксира Раутан

Крышка шпиля буксира Раутан

Задача по опознанию неожиданно решилась очень легко. Во время одного из погружений на буксир моя коллега-дайвер Ирина Турабжанова смогла разобрать надпись на правом борту: “Раутан”.

Буксир Раутан, надпись на правом борту.

Буксир Раутан, надпись на правом борту.

Буксир Раутан, надпись на правом борту.

Буксир Раутан, надпись на правом борту.

Буксир Раутан

Из Регистровой книги 1964-65 гг.: «Раутан», год и место постройки — 1945, США, регистровый номер М-11873, позывной УНРЦ (UNRC), тип — т.х, буксир, порт приписки — Владивосток, принадлежность — МРХ, длина — 27,55м, ширина — 7,05м.

Буксир Раутан. Регистровая книга 1964-65 гг.

Буксир Раутан. Регистровая книга 1964-65 гг

Павлов С.А. в книге “Морские суда СССР 1945-1991” пишет, что в СССР эксплуатировались пять буксиров типа Дозорный, построенных в США. Это: Дозорный (Владивосток, ММФ, списан в 1966 г.), Раутан (Владивосток, МРХ, списан в 1969 г.), Певек (Владивосток, МРХ, списан в 1969 г.), Циклон (Одесса, ММФ, списан в 1986 г.), Муссон (Владивосток, затонул 18.05.1954 г.), построеные в Нью-Йорке (“Гаудсон”), Бруклин, Мидленде. В/и 189/243 т, 26,34х7,25х3,17х2,47 м, 1 диз. (“Дженерал Моторс”), 700 л.с. (с 1963 диз. 6ДР), 600 л.с., 1 винт, 10 уз. Автономность 8 сут. Экипаж 19 чел. Пришли из США 09.09.1946 г., переданы от ВМС в 1947 г. Бывшие “СТ-490”, “СТ-540”, “Роктраст”, “Роккристал”, “Роквелл”, Минморфлот, Минрыбхоз.

Буксир, тип Дозорный

Буксир, тип Дозорный

Четыре буксира: Дозорный, Раутан, Певек, Циклон внесены в Регистровую книгу морских судов СССР, 1964-65 гг., где можно узнать главные характеристику буксиров.

Бережной С.С. в книге “Флот СССР. Корабли и суда лендлиза” пишет, что США по лендлизу передали СССР следующие буксиры:

  1. Проект 386 (типа “АТА”) – 9 единиц, построены на судоверфи “Comissy Lewischton”в Ориндже. Водоизмещение 889 т, длина 43,5 м, ширина 10,35 м, осадка 4,03 м. Мощность дизелей 2х950 л.с. Размеры не соответствуют.
  2. Типа “Альбатрос” – 3 единицы (Альбатрос, Буревестник, Кашалот). Полная грузовместимость 418 брт, длина 43,28 м, ширина 8,29 м, осадка 4,51 м. Размеры не соответствуют.
  3. Рейдовый буксир единичной постройки Б-74. Работал на Балтике.
  4. Ледокольные речные буксиры типа “Победа” (“AG”) – 11 единиц. Построены на судоверфи “St. Louis Sb Steel Co” в Сент-Луисе, США. Водоизмещение 600 т, длина 53,4 м, ширина 9,3 м, осадка 2,5 м. В этом списке буксиров Раутана нет.
  5. Типа МБ-51 – 5 единиц. Из них 3 буксира – МБ-55, МБ-56, МБ-57 работали на Дальнем востоке.Буксир, тип МБ

МБ-55, с 16.05.1949 – МБ-22, с 16.06.1958 – РБ-236. В начале 1946 г. приобретён у американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией и 09.09.1946, по прибытии из США, зачислен в состав плавсредств Северо-Балтийского флота. 29.06.1949 намечался к передаче Министерству морского флота и переименованию в “Геркулес”, но был оставлен в составе ВМФ и вскоре переведён в плавсредства тыла Тихоокеанского флота, 16.06.1958 отнесён к классу рейдовых буксиров, а 10.05.1975 выведен из эксплуатации, исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в одел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл и 07.08.1975 расформирован.

Буксир Раутан, якорные шпили.

Буксир Раутан, якорные шпили.

Буксир Раутан, якорные шпили.

Буксир Раутан, якорные шпили.

Буксир Раутан, носовая часть.

Буксир Раутан, носовая часть.

МБ-56, с 16.05.1949 – МБ-21, с 16.06.1958 – РБ-235. В начале 1946 г. приобретён у американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией и 09.09.1946, по прибытии из США, зачислен в состав плавсредств Северо-Балтийского флота. 29.06.1949 намечался к передаче Министерству морского флота и переименованию в “Галиаф”, но был оставлен в составе ВМФ и вскоре переведён в плавсредства тыла Тихоокеанского флота, 16.06.1956 отнесён к классу рейдовых буксиров, а 04.01.1962 выведен из эксплуатации, исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и 1.разделки на металл и 14.05.1962 расформирован.

МБ-57, с 16.05.1949 – МБ-27, с 21.07.1965 – ОТ-31. В начале 1946 г. приобретён у американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией и 09.09.1946, по прибытии из США, зачислен в состав плавсредств Юго-Балтийского флота. С начала 1950-х гг. входил в состав плавсредств тыла Тихоокеанского флота, 23.06.1965 выведен из эксплуатации и превращён в бон-отопитель, а 06.08.1972 исключён из списков плавстредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.

Во время Второй мировой войны для армии США были построены 718 буксиров в двух модификациях: морские буксиры с обозначением LT (большой буксир — large tug) длиной более 92-100 фунтов и портовые буксиры ST (малый буксир — small tug). Буксиры, как правило, не имели собственного названия — им присваивался порядковый номер с префиксом LT или ST. По данным из разных англоязычных источников СССР по ленд-лизу были переданы следующие буксиры:

  1. ST 540, Port Houston IW, Houston TX, 327- E, 155 GRT, L26,40m(24,67), B7,04m, Dr2,971m, Dp3,15m (86.5’x23’x8.6′ or 80’11″x23’0″(22’10»)x10’4″) steel, 1 scr, diesel 2t 6cyl Clark Bros. type MD6, 650bhp, sp 9,5kn ST 540 1944 -xx/03: Built by «Port Houston Iron Works Inc» at Houston, Tx.(USA) (YN 20) 1944 -xx/05: delivered to the US Army (USA) 19xx: To the USSR Govt. (USSR), renamed ?? fate unknown.
  2. ST 859, Wheeler SB, Whitestone NY, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 859 1945 -xx/04: Launched by «Wheeler Shipbuilding Corp» at Whitestone, Long Island, NY.(USA) (YN 107) 1945 -xx/05: delivered to the US Army (USA) 194x: To the USSR Govt. (USSR) fate unknown.
  3. ST 861, Wheeler SB, Whitestone NY, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 861 1945: Built by «Wheeler Shipbuilding Corp» at Whitestone, Long Island, NY.(USA) (YN 109) 1945: delivered to the US Army (USA) 194x: To the USSR Govt. (USSR), renamed ?? fate unknown.
  4. ST 895, JK Welding, Brooklyn NY, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 895 1946: Built by «J.K. Welding Corp» at Brooklyn, NY. (USA) (YN 103) 1945 -xx/05: delivered to the US Army (USA) 1946: To ?? (USSR), renamed ?? fate unknown.
  5. ST 896, Unk, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 896 1946: Built by «J.K. Welding Corp» at Brooklyn, NY. (USA) (YN 104) 1945: US Army (USA) construction contract cancelled 1946: completed for ?? (USSR), renamed ?? fate unknown.
  6. , ST 898, US Shipbuilding Company, Yonkers, NY, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 898 1945: Built by «U.S. Shipbuilding Co» at Yonkers, NY (USA) (YN 40) 1945: US Army (USA) construction contract cancelled **Conflict: In Europe: Crewmember Peter Dilullo served during WW2 on this tug? 1946: completed for ?? (USSR), renamed ?? fate unknown.
  7. ST 899, US Shipbuilding Corp DUPLICATE NUMBER WITH RT 899!, Yonkers NY, 327 DS, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 899 1945: Built by «U.S. Shipbuilding Co» at Yonkers, NY (USA) (YN 41) 1945: US Army (USA) construction contract cancelled 1946: completed for ?? (USSR), renamed ?? fate unknown.

Можно предположить, что “Раутан” – это буксир типа МБ, один из приведенных ST.

Интересна история буксира Циклон.

“Многие, наверное, помнят фильм «Берегите женщин». Но не многие знают, что главный герой фильма — старенький портовый буксир «Циклон», вокруг которого и разворачивалась вся эта свистопляска под музыку Антонова — существовал на самом деле и имеет свою славную историю.

Буксир Циклон

Буксир Циклон

Итак, наш герой – родом из Америки. Построен в США, в Нью-Йорке в 1944 году. Там он носил имя US Army ST490 (Прим.: по другим данным буксир под этим номером был продан Франции). А в 1947 г. был передан СССР.
Примечательно то, что до Одессы, где он трудился до конца своих дней (и снимался в кино), из Нью-Йорка он добрался своим ходом! Для тех, кто не в курсе: суда подразделяются на морские, озёрные, речные. У судов, предназначенных для открытых водных пространств, скажем, должна быть хорошая мореходность, а у судов, ходящих по малым рекам – минимальная осадка. Поэтому на одном и том же судне невозможно одинаково успешно ходить везде.
А наш герой, имея предписанный район плавания «закрытые акватории портов и рек», успешно преодолел путь почти в 8 тысяч километров. До Гибралтара через Атлантический океан он шел на буксире у парохода «Генерал Черняховский», а от Гибралтара до Одессы – своим ходом. Во время этого перехода «Циклон» несколько раз попадал в шторм и был на волосок от гибели.

Учитывая, что «Циклон» предназначался для работы в Одесском порту, перегон его через бушующий Атлантический океан был поистине героическим. В Атлантике волны накрывали «Циклон» с головой. В машинном отделении гуляла вода и ее еле успевали откачивать. Весь переход до Гибралтара моряки не снимали спасательных жилетов, передвигаясь по судну через внутренние ходы сообщения, потому что из-за стремительной качки и волн выход на палубу был связан с риском моментально оказаться за бортом…

Для понимания масштаба такого путешествия: три подобных буксира при попытке перейти через океан затонули, два были доставлены в Англию на палубе судна. А «Циклон» – смог!
Когда корреспонденты американских газет узнали, что в Нью-Йорк прибыли советские моряки для перегона через океан небольшого портового буксира, они буквально осадили гостиницу, в которой поселился экипаж «Циклона». Фотографии капитана П.И.Биюля и других моряков, принимавших в Нью-Йорке буксир, не сходили со страниц местных газет, а когда «Циклон» покидал нью-йоркский порт, газетчики провожали его на катерах до выхода из гавани.

Буксир Циклон

Буксир Циклон

По прибытии «Циклона» в Одессу руководство Черноморского пароходства устроило во Дворце моряков торжественное собрание, на котором приветствовало экипаж маленького суденышка, преодолевшего штормовой Атлантический океан. После собрания членов экипажа «Циклона» окружили корреспонденты советских газет и журналов, забрасывая вопросами о легендарном переходе.

Трудился легендарный буксир в Одесском порту до конца 80-х годов. Конец его довольно печален. Зимой (а это лёд, ледовое крошево), во время урагана, «Циклон» работал с лихтеровозом и вспорол себе днище. Пробоина более метра в длину и 30 см в ширину – для такого буксира это много. Да и солёная забортная вода для электрооборудования губительна. После получения пробоины он продержался не более двух минут…
Когда «Циклон» подняли, стало очевидно, что ремонт нерентабелен и к середине 90-х годов он был разделан на лом.

Характеристики:
ST(small tug) – строительный № корпуса точно не известен – 540 или 895 , проект 327 (соотв. 327-e или -д, США);
Класс: ST Army Tug
Спущен: 1944
Строитель: “Continental Shipbuilding”, Бруклин, штат Нью-Йорк, по др. данным: “JK Welding”, Бруклин, штат Нью-Йорк, или верфь “Port Houston IW”, Хьюстон, штат Техас.
Длина: 86 фут.
Ширина: 24 фут.
Осадка: 11 футов
Водоизмещение: 141,3 тонн
Двигатель: дизель 650 л.с., “Кларк””

(ttps://www.yaplakal.com/forum2/topic1444387.html)

Один из буксиров этой серии – “Angels Gate” (ST-695) — находится в музее  L.A. Maritime Museum в San Pedro.

Буксир ST-695, Angels Gate

Буксир ST-695, Angels Gate

Внутренние помещения буксира “Angels Gate” (ST-695). Возможно, примерно так выглядели помещения буксира Раутан.

Буксир ST-695, ходовая рубка

Буксир ST-695, ходовая рубка

 

Буксир ST-695, каюта капитана

Буксир ST-695, каюта капитана

Буксир ST-695,камбуз

Буксир ST-695,камбуз

 

Буксир Раутан, носовая часть.

Буксир Раутан, носовая часть.

Буксир Раутан.

Буксир Раутан.

Буксир Раутан, якорные шпили.

Буксир Раутан, якорные шпили.

В черте города есть ещё несколько затонувших судов. Водолазный клуб “Владскуба” приглашает всех желающих принять участие как в экспедициях по их идентификации, так и в изысканиях по их истории.

Текст: Неупокоев Игорь – руководитель водолазного клуба “Владскуба”, инструктор NDL Rank III, курс-директор NAUI, действительный член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края.

Подводное фото: Неупокоев Игорь, Зябкин Алексей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Клуб Владскуба ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru