
На акватории одного из городских пляжей города Владивостока, буквально в 10-ти метрах от берега, лежит ещё одно затонувшее судно. По обводам было видно, что это буксир. По судовым деталям и механизмам долго пытались опознать судно. В носовой части хорошо сохранились носовые якорно-швартовные шпили. На шпилях тогда ещё стояли крышки из цветного металла со звездой Давида и надписью: “BOSTON MASS AT 309 BROMFIELD MFG CO. INC”.
Задача по опознанию неожиданно решилась очень легко. Во время одного из погружений на буксир моя коллега-дайвер Ирина Турабжанова смогла разобрать надпись на правом борту: “Раутан”.
Буксир Раутан
Из Регистровой книги 1964-65 гг.: «Раутан», год и место постройки — 1945, США, регистровый номер М-11873, позывной УНРЦ (UNRC), тип — т.х, буксир, порт приписки — Владивосток, принадлежность — МРХ, длина — 27,55м, ширина — 7,05м
.
Павлов С.А. в книге “Морские суда СССР 1945-1991” пишет, что в СССР эксплуатировались пять буксиров типа Дозорный, построенных в США. Это: Дозорный (Владивосток, ММФ, списан в 1966 г.), Раутан (Владивосток, МРХ, списан в 1969 г.), Певек (Владивосток, МРХ, списан в 1969 г.), Циклон (Одесса, ММФ, списан в 1986 г.), Муссон (Владивосток, затонул 18.05.1954 г.), построеные в Нью-Йорке (“Гаудсон”), Бруклин, Мидленде. В/и 189/243 т, 26,34х7,25х3,17х2,47 м, 1 диз. (“Дженерал Моторс”), 700 л.с. (с 1963 диз. 6ДР), 600 л.с., 1 винт, 10 уз. Автономность 8 сут. Экипаж 19 чел. Пришли из США 09.09.1946 г., переданы от ВМС в 1947 г. Бывшие “СТ-490”, “СТ-540”, “Роктраст”, “Роккристал”, “Роквелл”, Минморфлот, Минрыбхоз.

Четыре буксира: Дозорный, Раутан, Певек, Циклон внесены в Регистровую книгу морских судов СССР, 1964-65 гг., где можно узнать главные характеристику буксиров.
Бережной С.С. в книге “Флот СССР. Корабли и суда лендлиза” пишет, что США по лендлизу передали СССР следующие буксиры:
- Проект 386 (типа “АТА”) – 9 единиц, построены на судоверфи “Comissy Lewischton”в Ориндже. Водоизмещение 889 т, длина 43,5 м, ширина 10,35 м, осадка 4,03 м. Мощность дизелей 2х950 л.с. Размеры не соответствуют.
- Типа “Альбатрос” – 3 единицы (Альбатрос, Буревестник, Кашалот). Полная грузовместимость 418 брт, длина 43,28 м, ширина 8,29 м, осадка 4,51 м. Размеры не соответствуют.
- Рейдовый буксир единичной постройки Б-74. Работал на Балтике.
- Ледокольные речные буксиры типа “Победа” (“AG”) – 11 единиц. Построены на судоверфи “St. Louis Sb Steel Co” в Сент-Луисе, США. Водоизмещение 600 т, длина 53,4 м, ширина 9,3 м, осадка 2,5 м. В этом списке буксиров Раутана нет.
- Типа МБ-51 – 5 единиц. Из них 3 буксира – МБ-55, МБ-56, МБ-57 работали на Дальнем востоке.
МБ-55, с 16.05.1949 – МБ-22, с 16.06.1958 – РБ-236. В начале 1946 г. приобретён у американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией и 09.09.1946, по прибытии из США, зачислен в состав плавсредств Северо-Балтийского флота. 29.06.1949 намечался к передаче Министерству морского флота и переименованию в “Геркулес”, но был оставлен в составе ВМФ и вскоре переведён в плавсредства тыла Тихоокеанского флота, 16.06.1958 отнесён к классу рейдовых буксиров, а 10.05.1975 выведен из эксплуатации, исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в одел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл и 07.08.1975 расформирован.
МБ-56, с 16.05.1949 – МБ-21, с 16.06.1958 – РБ-235. В начале 1946 г. приобретён у американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией и 09.09.1946, по прибытии из США, зачислен в состав плавсредств Северо-Балтийского флота. 29.06.1949 намечался к передаче Министерству морского флота и переименованию в “Галиаф”, но был оставлен в составе ВМФ и вскоре переведён в плавсредства тыла Тихоокеанского флота, 16.06.1956 отнесён к классу рейдовых буксиров, а 04.01.1962 выведен из эксплуатации, исключен из списков плавсредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и 1.разделки на металл и 14.05.1962 расформирован.
МБ-57, с 16.05.1949 – МБ-27, с 21.07.1965 – ОТ-31. В начале 1946 г. приобретён у американской Военной судовой администрации советской закупочной комиссией и 09.09.1946, по прибытии из США, зачислен в состав плавсредств Юго-Балтийского флота. С начала 1950-х гг. входил в состав плавсредств тыла Тихоокеанского флота, 23.06.1965 выведен из эксплуатации и превращён в бон-отопитель, а 06.08.1972 исключён из списков плавстредств ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл.
Во время Второй мировой войны для армии США были построены 718 буксиров в двух модификациях: морские буксиры с обозначением LT (большой буксир — large tug) длиной более 92-100 фунтов и портовые буксиры ST (малый буксир — small tug). Буксиры, как правило, не имели собственного названия — им присваивался порядковый номер с префиксом LT или ST. По данным из разных англоязычных источников СССР по ленд-лизу были переданы следующие буксиры:
- ST 540, Port Houston IW, Houston TX, 327- E, 155 GRT, L26,40m(24,67), B7,04m, Dr2,971m, Dp3,15m (86.5’x23’x8.6′ or 80’11″x23’0″(22’10»)x10’4″) steel, 1 scr, diesel 2t 6cyl Clark Bros. type MD6, 650bhp, sp 9,5kn ST 540 1944 -xx/03: Built by «Port Houston Iron Works Inc» at Houston, Tx.(USA) (YN 20) 1944 -xx/05: delivered to the US Army (USA) 19xx: To the USSR Govt. (USSR), renamed ?? fate unknown.
- ST 859, Wheeler SB, Whitestone NY, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 859 1945 -xx/04: Launched by «Wheeler Shipbuilding Corp» at Whitestone, Long Island, NY.(USA) (YN 107) 1945 -xx/05: delivered to the US Army (USA) 194x: To the USSR Govt. (USSR) fate unknown.
- ST 861, Wheeler SB, Whitestone NY, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 861 1945: Built by «Wheeler Shipbuilding Corp» at Whitestone, Long Island, NY.(USA) (YN 109) 1945: delivered to the US Army (USA) 194x: To the USSR Govt. (USSR), renamed ?? fate unknown.
- ST 895, JK Welding, Brooklyn NY, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 895 1946: Built by «J.K. Welding Corp» at Brooklyn, NY. (USA) (YN 103) 1945 -xx/05: delivered to the US Army (USA) 1946: To ?? (USSR), renamed ?? fate unknown.
- ST 896, Unk, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 896 1946: Built by «J.K. Welding Corp» at Brooklyn, NY. (USA) (YN 104) 1945: US Army (USA) construction contract cancelled 1946: completed for ?? (USSR), renamed ?? fate unknown.
- , ST 898, US Shipbuilding Company, Yonkers, NY, 327- D, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 898 1945: Built by «U.S. Shipbuilding Co» at Yonkers, NY (USA) (YN 40) 1945: US Army (USA) construction contract cancelled **Conflict: In Europe: Crewmember Peter Dilullo served during WW2 on this tug? 1946: completed for ?? (USSR), renamed ?? fate unknown.
- ST 899, US Shipbuilding Corp DUPLICATE NUMBER WITH RT 899!, Yonkers NY, 327 DS, 143 GRT, 49 NRT, L25,91m(24,67), B7,04m(7,01), D(3,15) (80.4′(78.9′)x23.0’x9.2′ or 85’0″(80’11»)x23’1″(23’0″)x10’0″(10’4″)) steel, 1 fpp, diesel 4t 6cyl Busch-Sulzer type 6DFMT-17, 700bhp-515kW, sp 9,5kn ST 899 1945: Built by «U.S. Shipbuilding Co» at Yonkers, NY (USA) (YN 41) 1945: US Army (USA) construction contract cancelled 1946: completed for ?? (USSR), renamed ?? fate unknown.
Можно предположить, что “Раутан” – это буксир типа МБ, один из приведенных ST.
Интересна история буксира Циклон.
“Многие, наверное, помнят фильм «Берегите женщин». Но не многие знают, что главный герой фильма — старенький портовый буксир «Циклон», вокруг которого и разворачивалась вся эта свистопляска под музыку Антонова — существовал на самом деле и имеет свою славную историю.

Итак, наш герой – родом из Америки. Построен в США, в Нью-Йорке в 1944 году. Там он носил имя US Army ST490 (Прим.: по другим данным буксир под этим номером был продан Франции). А в 1947 г. был передан СССР.
Примечательно то, что до Одессы, где он трудился до конца своих дней (и снимался в кино), из Нью-Йорка он добрался своим ходом! Для тех, кто не в курсе: суда подразделяются на морские, озёрные, речные. У судов, предназначенных для открытых водных пространств, скажем, должна быть хорошая мореходность, а у судов, ходящих по малым рекам – минимальная осадка. Поэтому на одном и том же судне невозможно одинаково успешно ходить везде.
А наш герой, имея предписанный район плавания «закрытые акватории портов и рек», успешно преодолел путь почти в 8 тысяч километров. До Гибралтара через Атлантический океан он шел на буксире у парохода «Генерал Черняховский», а от Гибралтара до Одессы – своим ходом. Во время этого перехода «Циклон» несколько раз попадал в шторм и был на волосок от гибели.
Учитывая, что «Циклон» предназначался для работы в Одесском порту, перегон его через бушующий Атлантический океан был поистине героическим. В Атлантике волны накрывали «Циклон» с головой. В машинном отделении гуляла вода и ее еле успевали откачивать. Весь переход до Гибралтара моряки не снимали спасательных жилетов, передвигаясь по судну через внутренние ходы сообщения, потому что из-за стремительной качки и волн выход на палубу был связан с риском моментально оказаться за бортом…
Для понимания масштаба такого путешествия: три подобных буксира при попытке перейти через океан затонули, два были доставлены в Англию на палубе судна. А «Циклон» – смог!
Когда корреспонденты американских газет узнали, что в Нью-Йорк прибыли советские моряки для перегона через океан небольшого портового буксира, они буквально осадили гостиницу, в которой поселился экипаж «Циклона». Фотографии капитана П.И.Биюля и других моряков, принимавших в Нью-Йорке буксир, не сходили со страниц местных газет, а когда «Циклон» покидал нью-йоркский порт, газетчики провожали его на катерах до выхода из гавани.

По прибытии «Циклона» в Одессу руководство Черноморского пароходства устроило во Дворце моряков торжественное собрание, на котором приветствовало экипаж маленького суденышка, преодолевшего штормовой Атлантический океан. После собрания членов экипажа «Циклона» окружили корреспонденты советских газет и журналов, забрасывая вопросами о легендарном переходе.
Трудился легендарный буксир в Одесском порту до конца 80-х годов. Конец его довольно печален. Зимой (а это лёд, ледовое крошево), во время урагана, «Циклон» работал с лихтеровозом и вспорол себе днище. Пробоина более метра в длину и 30 см в ширину – для такого буксира это много. Да и солёная забортная вода для электрооборудования губительна. После получения пробоины он продержался не более двух минут…
Когда «Циклон» подняли, стало очевидно, что ремонт нерентабелен и к середине 90-х годов он был разделан на лом.
Характеристики:
ST(small tug) – строительный № корпуса точно не известен – 540 или 895 , проект 327 (соотв. 327-e или -д, США);
Класс: ST Army Tug
Спущен: 1944
Строитель: “Continental Shipbuilding”, Бруклин, штат Нью-Йорк, по др. данным: “JK Welding”, Бруклин, штат Нью-Йорк, или верфь “Port Houston IW”, Хьюстон, штат Техас.
Длина: 86 фут.
Ширина: 24 фут.
Осадка: 11 футов
Водоизмещение: 141,3 тонн
Двигатель: дизель 650 л.с., “Кларк””
(ttps://www.yaplakal.com/forum2/topic1444387.html)
Один из буксиров этой серии – “Angels Gate” (ST-695) — находится в музее L.A. Maritime Museum в San Pedro.

Внутренние помещения буксира “Angels Gate” (ST-695). Возможно, примерно так выглядели помещения буксира Раутан.






В черте города есть ещё несколько затонувших судов. Водолазный клуб “Владскуба” приглашает всех желающих принять участие как в экспедициях по их идентификации, так и в изысканиях по их истории.
Текст: Неупокоев Игорь – руководитель водолазного клуба “Владскуба”, инструктор NDL Rank III, курс-директор NAUI, действительный член Русского географического общества – Общества изучения Амурского края.
Подводное фото: Неупокоев Игорь, Зябкин Алексей.